bach

Социально-экономический ежегодник-2013.Сборник научных статей. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013. – с. 44-48

 

Проблемы и социально-экономические последствия интернационализации рынка образовательных услуг

 

 

Лашко С.И.,

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой

международного бизнеса 

 

           Интернационализация рынка образовательных услуг относится к «процессной характеристике взаимодействия экономических субъектов, «содержательно» наполняя собой внутреннюю и внешнюю среду рынка образовательных услуг, включая от широких процессов мобильности студентов, преподавателей, учебных программ, до конкретных вопросов, связанных с:

 

  • признанием университетских дипломов,
  • специализацией и оценок,
  • развитием международных форм оценки качества,
  • организацией международной аккредитации

 

           Через процессы интернационализации проявляется сущность внешней и внутренней среды образовательных рынков в их функционально-организованном «мундире». Так, процесс привлечения иностранных студентов на платное обучение требует качественно-инновационных характеристик среды в которой он протекает, а процесс «расширения региональной сети вуза» качественно-коммуникативных параметров среды, поэтому нельзя дать четко, однозначного перечня всех процессов интернационализации рынка образовательных услуг. Тем более  что они будут разные в зависимости от «адаптационной» или «инновационной» направленности результативно-функциональных взаимодействий, как поставщиков, так и потребителей образовательных услуг. Однако главное отличие «процессной» характеристики взаимодействия экономических субъектов - уровень организованности, степень адекватности, выбранных процессных инструментов, их гибкость и т.д. воздействуют на качественное изменение внешней и внутренней среды образовательных рынков.

 

           Нередко под «интернационализацией» понимается «проектная характеристика межвузовского сотрудничества - а именно совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Проектная характеристика взаимодействия экономических субъектов «содержательно» наполняет собой «процессную» рынка образовательных услуг. Один и тот же образовательный проект для своей реализации должен опираться на достаточное число разнообразных и определенным способом организованных образовательных процессов. Вместе с тем, если все ресурсы образовательных субъектов вовлечены в реализацию тех или иных процессов, то реализация проектов становится невозможной, поэтому необходим баланс между их процессной и проектной структурой.

 

Другими словами доходы от экспортного потенциала, должны сопоставляться с возникновением обратных внешних и внутренних образовательных эффектов на качественные параметры функционирования национальных рынков образовательных услуг.

 

Наиболее разработаны в научной литературе вопросы по проблемам нейтрализации внешних и внутренних образовательных эффектов, связанных, прежде всего с качественной и количественной определенностью образовательного неравенства, целей национальной образовательной политики и т.д.

 

В современном мире создана разветвленная сеть международных правительственных организаций (МПО), которые определяют стратегию, мониторинг, управление образовательной политикой на национальном и глобальном уровне, а именно Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская комиссия и др. В результате основные параметры функциональной глобализации все более «опосредуются» от непосредственных субъектов рынка образовательных услуг, поэтому конкуренция на глобальном рынке образовательных услуг идет уже на геополитическом уровне - за сферы влияния над государствами и их политиками [2].

 

В исследовании ElisaPReisandMickMoore подчеркивается, что при формировании целей образовательной политики на глобальном рынке образовательных услуг главный упор делается на интересы национальных политических элит, при этом интеллектуальные и образовательные интересы более беднейших социальных слоев, не принимаются во внимание [4]. Авторы данного исследования подчеркивают важность определения различных типов национального образовательного неравенства в различных странах и соответственно на необходимость формирования различных типов национальной образовательной политики нацеленной на его снижение.

 

Расширение и экспансия высшего образования начиная с 60-х отражается в действии существенной «спросовой» детерминанте, как со стороны работодателей, так и получателей образовательных услуг. За 30 лет (с 1965 по 1995 г.) число лиц, охваченных средним образованием, увеличилось в 4 раза (с 91 до 372 млн. человек). Количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, во всех странах мира увеличилась более чем в шесть раз (с 13 до 82 млн.) [1].

 

Исследования по сравнению образовательного неравенства в США и Великобритании показали, что для данных развитых стран характеры различные воспроизводственные механизмы их реализации. Так, в Великобритании они в большей степени лежат вне рыночных факторов в сфере аксиологии – когда получатели образовательных услуг из семей с более высоким доходом, даже будучи менее квалифицированными, но получая от образования большие выгоды, подрывают высокую оценку образования как ценности в глазах получателей образовательных услуг из семей с менее высоким доходом. В тоже время как в США рост образовательного неравенства воспроизводится через рыночные факторы, и связан с разрывом социально-экономической мобильности получателей образовательных услуг [5].

 

Интересы и ценности работников из «бедных» слоев не стыкуются с интересами и ценностями работников из богатой среды, воспроизводя социальную дивергенцию в оценке, значимости и распространения знаний в экономике, тем самым, снижая производительность труда совокупной общественной рабочей силы. И, как следствие, чем выше уровень в дифференциации доходов в обществе, тем выше барьеры к обмену идеями и инновациями как между компаниями, так и внутри них, а также возрастают затраты на снижение барьеров в образовательном неравенстве [6]. Функциональная роль экономического и бизнес-образования проявляется в сближении ценностных ориентаций между работниками из «бедных» и «богатых» слоев и соответственно повышении производительности труда совокупной общественной рабочей силы.

 

Интеграция внутренней и внешней образовательной политики позволяет уменьшить уровень операционных издержек, связанных с координацией экономических субъектов на рынке образовательных услуг, приводящих к уменьшению административных, таможенных барьеров, издержек поиска и оценки качества образовательных услуг на пути доступа интегрированно-сегментированным национальным рынкам.

 

В итоге глубокая интеграция российской системы экономического и бизнес-образования в мировой рынок образовательных услуг может приносить выгоду в виде снижения операционных издержек координации деятельности экономических субъектов на рынке образовательных услуг, «перелива» положительных результатов (экстерналий), роста конкуренции, оптимизации географического уровня сотрудничества и т.д.

 

Таким образом, глубокая интеграция российской системы экономического и бизнес-образования позволяет сделать следующие выводы:

 

- во-первых, активная экспортная политика на рынке образовательных услуг стала осуществляться с 60-х г.г. как адекватная реакция на объективную тенденцию в росте спроса на более образованную рабочую силу, что непосредственно отражается в существенной «спросовой» детерминанте на национальном рынке образовательных услуг, как со стороны работодателей, так и получателей образовательных услуг;

 

- во-вторых, лидирующие позиции в экспорте образовательных услуг страна достигла к началу 90-х, однако доходы от экспортного потенциала, должны сопоставляться с возникновением обратных внешних и внутренних образовательных эффектов на качественные параметры функционирования национальных рынков образовательных услуг через функцию ассимиляции и аккомодации поведения экономических субъектов (степень развитости национальных экономических систем, величина отдачи от использования человеческого капитала, ценностные ориентаций родителей, молодежи как социальной группы, работодателей и т.д.);

 

- в-третьих, «средовая» характеристика глобализации наиболее адекватно отражает ее родовую функцию - изменять взаимообмен, «снимать» национальные границы, делать их прозрачными как для поставщиков, так и потребителей образовательных услуг, что позволяет рассматривать качественную определенность глобальной среды, обеспечивающей поиск необходимой информации, коммуникацию, движение материально-финансовых потоков и законодательное сопровождение трансакций экономических субъектов рынка образовательных услуг;

 

- в-четвертых, в условиях глубокой интеграции «перелив» отрицательных и положительных образовательных эффектов зависит от изменения «плотности», «прозрачности» и «рыночности» глобальной среды международных образовательных рынков посредством процесса интернационализации, которые «содержательно» наполняют собой внутреннюю и внешнюю среду национальных субъектов рынка образовательных услуг, охватывая широкий спектр процессов, включая мобильность студентов, преподавателей, учебных программ, и создавая тем самым «коридоры» взаимопроникновения национальных и глобальных рынков.

 

- в-пятых, образовательное неравенство все более «отчуждается» от конкретных субъектов рынка образовательных услуг через действие международных правительственных организаций, а отсутствие единого правового поля взаимодействия усложняет «перелив» положительных образовательных эффектов для получателей и поставщиков образовательных услуг.

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

 

  1. 1.Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. – М., –2003. – С.33.
  2. 2.Жуковский И. В. Международные проекты в области образования// Высшее образование сегодня. – 2004. – №7. – С.33.
  3. 3.Лашко С.И. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФО, 2008. – 416 с.
  4. 4.Elite Perceptions of Poverty and Inequality /Edited by Elisa P Reis and Mick Moore–, London, – 2005.
  5. 5.Jo Blanden, Paul Gregg and Stephen Machin Changes in Educational Inequality. The Centre for Market and Public Organisation from Department of Economics, – University of Bristol, –UK. –2003.
  6. 6.R. Quentin Grafton, Stephen Knowles Dorian Owen, Social Divergence and Productivity: Making a Connection. // The Review of Economic Performance and Social Progress. – 2002. – vol. 2 – р.452-463.