bach

Социально-экономический ежегодник-2014.Сборник научных статей. Под ред. Хашевой З.М. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. – с. 145-148

 

Интерактивные методы преподавания как средство реализации прикладной направленности иностранного языка

 

Т.Г. Богданова

                                                                         Доцент кафедры Лингвистики и перевода ЮИМ

 

 

Иностранный язык занимает особое место среди предметов, входящих в программу высшей школы, особенно неязыковых вузов. Тогда как  для большинства дисциплин первостепенной задачей является обеспечение студентов определенным объемом знаний по изучаемому предмету, для иностранного языка главная цель решение прикладных задач, то есть формирование навыков общения на иностранном языке, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Формируемые в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы прежде всего на конечного пользователя-работодателя. Такой подход требует использования в процессе преподавания новых методов взаимодействия со студентами, где традиционная лекционная форма оттесняется на второй план  в пользу различных практических занятий, к которым в том числе предъявляются требования интерактивности.

Интерактивные методы преподавания обеспечивают личностно-ориентированную включенность студентов в процесс обучения, мотивируют их к активному участию в освоении программы, помогают преодолеть языковой барьер, применить полученные знания в ситуациях, приближенных к реальным условиям. Однако признание эффективности таких методов не должно приводить к заблуждению, что их применение возможно без достаточной теоретической базы (грамматического материала, лексики по темам). В данном случае речь идет о смещении объема традиционных форм закрепления материала в пользу интерактивных методов.

Исходя из существующей классификации интерактивных методов [ 1, c. 60, 2, c.38-40], применимыми к иностранному языку можно считать следующие:

  1. 1)проектная деятельность
  2. 2)работа в малых группах
  3. 3)обучающие игры (ролевые и деловые)
  4. 4)экскурсии (в том числе заочные)
  5. 5)дискуссии
  6. 6)решение проблемных ситуаций.

 

Все перечисленные интерактивные формы обучения предполагают больший или меньший объем самостоятельной творческой работы студентов, включение их в межличностную коммуникацию и направляющую и корректирующую деятельность преподавателя. Возникает определенная педагогическая проблема установления степени вмешательства преподавателя в данный процесс, а также определения критериев оценки результатов деятельности студентов. Чтобы обеспечить мотивированность студентов, преподаватель должен помнить, что успех окрыляет, а неудача резко снижает интерес к таким формам работы. Необходимо также учитывать, что коммуникация будет осуществляться на иностранном языке, что создает дополнительные трудности для студентов при выполнении задания. Отсюда следует вывод, что преподаватель должен принимать во внимание творческий потенциал и уровень владения языком группы (подгруппы) и каждого студента, снабдить их необходимым материалом  и алгоритмом выполнения данного вида самостоятельной деятельности, обеспечить положительный психологический настрой.

Рассмотрим особенности, достоинства и недостатки перечисленных выше методов интерактивной деятельности.

Проектная деятельность

Предлагаемая тема проекта должна отражать общую программную тематику и направленность, а также интересы студентов и их способность к осуществлению этого задания. Например, для студентов специальности гостиничный бизнес и туризм можно предложить тему проекта « Услуги, предлагаемые ведущими отелями России ( Краснодарского края)» для слабых групп(подгрупп) и «Сравнительный анализ услуг, предлагаемых Российскими и зарубежными отелями» - для сильных. Преподаватель должен предложить возможные источники информации, не ограничивая в то же время их в самостоятельном поиске. В проектной деятельности преподаватель выступает в первую очередь как менеджер проекта, определяющий его основные параметры (сроки, ресурсы, контрольные точки), кроме того, он является для студентов консультантом-экспертом. Преимуществом такого метода является то, что его можно использовать практически с любой изучаемой темой. Недостатком можно считать отсутствие критериев объективной оценки вклада каждого студента в реализацию проекта.

Работа в малых группах

Такая форма организации интерактивной деятельности развивает кооперацию между студентами в малых группах и конкуренцию между группами, что создает модель реальной деятельности в деловом мире. В центр рассмотрения может ставиться один вопрос или разные аспекты проблемы. Преподаватель должен руководить обсуждением и подводить итоги. Такой метод возможно использовать на более продвинутом этапе обучения. Очевидным недостатком можно считать ограниченность творческого элемента деятельности рамками заданной темы, а также временем. Данный метод эффективно применять при организации дискуссий (5) и решения проблемных ситуаций (6).

Экскурсии

Опыт преподавания разных предметов показал высокую эффективность данного метода, поскольку в ходе экскурсии студент оказывается непосредственно в смысловом поле изучаемой темы, что способствует лучшему усвоению информации. Однако зачастую организация экскурсии вызывает большие сложности, или объект изучения недоступен. В практике преподавания иностранного языка более приемлем метод заочной экскурсии. Чтобы экскурсия стала интерактивной формой обучения преподавателю необходимо продумать задания для участников, которые обеспечат их активную языковую деятельность. Так перед проведением заочной экскурсии по Лондону, студентам предлагается продумать и составить вопросы к «экскурсоводу» о дополнительной информации, причем, ставится условие, что вопросы не должны касаться уже изложенной информации и дублировать уже заданные другими участниками. Эти требования стимулируют участников внимательно слушать не только «экскурсовода», но и экскурсантов. Можно проводить экскурсии по институту, родному городу, достопримечательностям города и края.

Ролевые игры

Ролевые игры, на наш взгляд, занимают особое место среди интерактивных методов обучения, так как не только создают условия для межличностной коммуникации, но и позволяют студентам перевоплотиться в избранные ими роли. Еще одним положительным качеством является то, что ролевые игры могут быть нацелены как на активизацию коммуникации по одной  теме, так и по двум-трем смежным темам, кроме того, нами разработаны игры для закрепления определенного грамматического материала. Разновидностью ролевых игр являются деловые игры, которые в настоящее время широко  применяются в различных тренингах, курсах и семинарах, а в рамках высшего учебного заведения могут использоваться не только в аудиторной, но во внеаудиторной работе. В качестве достоинства ролевых игр следует упомянуть возможность практически неограниченного охвата программного тематического материала, их приближенность к реальным условиям, воссоздание ситуаций, с которыми будущим специалистам придется сталкиваться как в жизни, так и в практике профессиональной деятельности. Они позволяют осуществить дифференцированный подход с учетом реальных возможностей и способностей каждого студента. В течение ряда лет были успешно реализованы в аудиторной и внеаудиторной работе следующие ролевые игры: ‘ProveIt’ (об особенностях различных профессий), ‘PressConferencewiththeBoardofDirectors’ (о деятельности компании Филипс), ‘Troubleshooting’ (обсуждение и решение проблем предприятия), ‘AttheRealEstateAgency’ (обсуждение проблем выбора жилья), ‘CrossExamination’ (перекрестный допрос,  для студентов юридической специальности), ‘LondonSightseeingTour’ (заочная экскурсия по Лондону) и другие.

Таким образом, учитывая особенности, достоинства и недостатки интерактивных методов обучения, можно сделать вывод, что они не могут заменить традиционных методов обучения и обеспечить выполнение программы по иностранному языку, но являются существенным и необходимым дополнением для формирования коммуникативной компетенции у студентов.

Литература

  1. 1.Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании. М. Фонд «Сивитас»,С.57-62.
  2. 2.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М. НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.