bach

Социально-экономический ежегодник-2014.Сборник научных статей. Под ред. Хашевой З.М. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. – с. 30-34

 

Проблемы инновационного развития российской экономики в системе международных отношений и пути их решения

 

Гуржиева К.О.

специалист кафедры Международного бизнеса

 

 

 

Инновационное развитие экономики в условиях современной глобализации является важнейшей составляющей индустриально развитого государства. Показателем развитости национальной экономики сегодня является уровень инновационной активности в стране, расходы на НИОКР и некоторые другие [6]. Экономики развитых стран основаны преимущественно на производстве и экспорте наукоемкой продукции. Экономика РФ в настоящее время более ориентирована на развитие добывающей промышленности, основными статьями экспорта выступают нефть и газ. Концентрация производства и кадров в первичном секторе экономики делает страну зависимой от рыночной конъюнктуры стран-импортеров сырья, что в свою очередь сказывается на нестабильности внутренних макроэкономических показателей. Такое положение национальной экономики на мировом рынке существенно занижает инвестиционный рейтинг страны и препятствует ее дальнейшему развитию [1]. Основой стабильности и устойчивого роста экономики является инновационный путь развития [6].

Уровень инновационной активности России гораздо ниже не только уровня развитых стран, таких как Япония, США, Германия, Франция, но и развивающихся, - Китая, Индии. В рейтинге стран мира по индексу инноваций согласно данным бизнес-школы INSTEAD за 2012 г. (The Global Innovation Index 2012) Россия занимает 51 место [2].

Среди проблем российской экономики, препятствующих инновационному развитию, в первую очередь отметим слабую диверсификацию производства. Концентрация национальной экономики на экспорте нефти и газа формирует соответствующую отраслевую структуру иностранных инвестиций. Большая часть их направлена в добывающий и перерабатывающий сектора, а также - в силу нестабильности экономики - в сферы быстрой оборачиваемости капитала (оптовая и розничная торговля). Доля топливно-энергетических товаров в экспорте РФ в 2013 г. составила 71%, тогда как инновационных товаров – 5-6% (при этом показатель устойчивого экономического развития – от 20%), в передовых индустриальных странах она составляет 30-40% [5]. Согласно ЮНЕСКО в рейтинге стран мира по уровню расходов на НИОКР в 2012 г. Россия занимает 32 место [6].

Внедрение технологических инноваций в 2009 г. осуществляли только 9,4% предприятий, тогда как в Германии - 69,7%, Ирландии – 56,7%, Бельгии – 59,6%, Эстонии – 55,1%, Чехии – 36,6%. Таким образом, российские компании не заинтересованы во внедрении инноваций. Причиной этому являются преимущественно административные проблемы [1, с.6]. Во-первых, интеллектуальное право развито в России достаточно слабо. Регулирование вопросов разработки и внедрения инноваций представлено только Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в РФ", еще не вступившим в силу. Во-вторых, не развита инновационная инфраструктура, включающая инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, наукограды, технополисы. На территории РФ действуют несколько технопарков (Сколково, Кузбасский технопарк) и наукоградов (Дубна, Королев, Троицк, Пущино). Однако здесь отмечают отсутствие контроля их работы со стороны государства, особенно относительно внедрения и практического применения научных трудов. В целом государство недостаточно финансирует научные центры, не развито субсидирование и предоставление льгот: 5% от необходимой суммы на инновации [5]. Отсюда появляется проблема изношенности основных средств (до 80% по регионам). В этой ситуации возникают сложности внедрения новых технологий и отдельных звеньев цепи производственного оборудования, что приводит к недостаточной загруженности имеющихся производственных мощностей. Перечисленные барьеры препятствуют притоку капитала в данную отрасль как за счет внутренних источников, так и в виде иностранных инвестиций. Таким образом, большой научный потенциал России сопровождается слабым уровнем инновационной активности [4].

Стоит отметить, что недостаточное использование потенциала неизбежно приводит к его спаду. После кризиса 90-х в России значительно понизился социальный статус научной деятельности, что привело к старению кадров и информационному отставанию населения. Качественной подготовке молодых кадров должны способствовать программы сотрудничества между государством и вузами, государственные целевые заказы на подготовку специалистов определенного профиля. В настоящее время научная работа в РФ не имеет целевых ориентиров и, соответственно, научно-технического прогноза [7].

Рассматривая поставленную проблему более глобально, отметим неясно сформулированную стратегию развития национальной экономики, неопределенность в выборе приоритетных направлений инновационного развития.

Для решения выявленных проблем необходим системный подход модернизации. В первую очередь важна четко сформулированная стратегия и заданные ориентиры. Для этого нужно ясно оценивать имеющийся инновационный уровень и технический потенциал, развивать перспективные направления с наличием научно-технологической и опытно-конструкторской базы [4]. Отметим уже принятые в этом отношении меры на федеральном уровне. В 2011 г. Правительством РФ в качестве проекта по модернизации национальной экономики была утверждена программа "Стратегии инновационного развития Российской экономики до 2020 г." Модернизацией национальной экономики и ее инновационным развитием занимается Совет при Президенте РФ, где были обозначены в качестве  отраслевых приоритетов следующие сегменты:

- космические и ядерные технологии

- военная техника

- энергоэффективность

- компьютерные технологии и программное обеспечение

- информационно-телекоммуникационные системы

- медицинская техника

- фармацевтика

- индустрия наносистем [3].

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) долгое время обеспечивал лидерство РФ на мировом рынке, включающий более 70% научно-технического потенциала национальной экономики. Громоздкий потенциал и научные разработки имеются также в космической и авиапромышленности. При достаточной государственной поддержке, включающей преимущественно финансирование и контроль за технической деятельностью, такие предприятия как ОАО "Концерн "Радиотехнические информационные системы", МНИПА, НПО "Комета", ВНИИЭФ, НПО "Алмаз", НПО "Вега", НИИАА, НПО им.Лавочкина, МАК "Вымпел" могут обеспечить российской экономике не только значительно устойчивое положение в системе международных отношений, но и закрепить лидирующие позиции.

Развитие выбранных направлений требует также необходимой государственной поддержки как подтверждение нацеленности на долгосрочное сотрудничество, а значит, качественное интенсивное развитие. Прежде всего, частно-государственное партнерство предполагает разделение ответственности и рисков. В данном случае целесообразно начать с развитой инновационной инфраструктуры: создание технопарков, технополисов и научных центров с передовыми технологиями и основными средствами, соответствующим последним мировым тенденциям. Повышению притока иностранных инвестиций, в особенности в форме недостающих технологий, и осуществлению инвестиционных проектов также способствует создание Особых экономических зон (ОЭЗ). Успешным результатом работы ОЭЗ может стать образование новых технологических и/или инновационных кластеров [4]. В качестве уже принятых государством мер можно назвать поддержку малого и среднего инновационного бизнеса со стороны Минэкономразвития РФ, разработку программ господдержки ведущим университетам, создание национальных исследовательских центров (например, на базе Курчатовского института). В 2013 г. инновационные кластеры были профинансированы на сумму более 1 млрд руб. Для реализации научных исследований и разработок предложен механизм технологических платформ, позволяющий скоординировать инновационную деятельность [3].

Как отмечают ряд зарубежных инвесторов и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, необходима четкая регламентация отношений государства с бизнес-средой [4]. В настоящее время они представляют собой не более, чем государственный этатизм, делающий невозможным принятие решений непосредственно участниками бизнес-процесса и, как следствие, их дальнейшее развитие. Эффективное частно-государственное партнерство предполагает повышение стимулов для развития, поддержку научных организаций и программу поощрений в виде льгот и субсидий. Такой подход формирует качественно новый социальный статус научной деятельности, вовлекая в сферу инноваций молодой кадровый потенциал, формируя новые направления развития национальной экономики в целом [1].

В заключении добавим, что перечислены далеко не все проблемы инновационного развития России. В данной работе рассмотрены лишь основные из них, требующие незамедлительного разрешения со стороны государства. При этом, как было отмечено, важен системный подход, предусматривающий регулярную модернизацию как нормативно-правовой базы, так и текущей деятельности инновационного бизнеса на всех его стадиях. Учитывая его положение в настоящее время, государственная поддержка особенно важна. При этом стратегия инновационного развития должна включать повышение инвестиционной привлекательности развиваемых отраслей. Принимаемые меры на федеральном уровне, безусловно, способствуют этому. Однако отметим, что большинство из предложенных программ еще не выполнены или реализованы частично. Таким образом, научно-технический потенциал до сих пор задействован не в должной мере.

 

Список использованной литературы:

[1] Долженкова О. В. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // О. В. Долженкова, М. В. Горшенина, А. М. Ковалева // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 208-210.

[2] Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2012 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/07/06/4531

[3] Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации. Инновационный путь развития - главный национальный приоритет для  России // Пресс-служба Минприроды России. - 2013.

[4] Михайлов Н. Перейти на инновационный путь развития: постановка государством научных и технических сверхзадач стимулирует развитие технологий. // Воєнно -промышленный курьер, №12(128). - 2006.

[5] Никитская Е.Ф., Леонтьева Е.Ф. Проблемы инновационного развития России в контексте мировых тенденций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4. - 2012. - С.13.

[6] Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР — информация об исследовании. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info

[7] Трунаева О.Ю., Смольянова Е.Л. Инновационный потенциал России // IV Международная студенческая электронная научная конференция  "Студенческий форум" - 2012. - С. 2.