bach

Социально-экономический ежегодник-2014.Сборник научных статей. Под ред. Хашевой З.М. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. – с. 188-192

 

Применение активных методов обучения в рамках дисциплины "Мировая экономика и Междурнародные экономические отношения"

 

Сапрыкина В.Ю.

к.э.н., доцент кафедры Международного бизнеса

 

 

 

При преподавании экономических дисциплин в Вузе в последнее время остро стоит проблема  активности студентов. По мнению многих исследователей, человек может запомнить около 10% читаемого текста, около 20% информации, которую он слышит, 30% визуальной информации. Групповая дискуссия помогает запомнить около 50-70%, самостоятельная работа с постановкой проблемы – 70-80%,  и около 90% запоминается, когда учащийся сам ставит проблемы, ищет пути решения, может сформулировать выводы и предложить конкретные рекомендации.

При организации учебного процесса с применением активных методов обучения преподаватель готовит будущих специалистов к решению конкретных производственных задач, формирует навыки работы в команде, развивает практические навыки. Такие методы обучения как  деловая игра, круглый стол, мозговой штурм, метод групповой дискуссии, игровое проектирование и другие при преподавании экономических дисциплин способствуют решению следующих задач [3]:

– развития навыков продуктивного общения;

– умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;

– анализа сложных ситуаций, причин их возникновения;

– поиск способов и средств решения проблемы.

Активные методы обучения  –  это методы, которые побуждают будущих специалистов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала [1]. Активное обучение предполагает использование преподавателем такой системы методов, которая направлена не только на «механическое» изложение темы занятия, но и будет стимулировать  студентов  на самостоятельное получение знаний и умений в процессе активной практической деятельности.

Особенностью применения активных методов обучения является их  сочетание с традиционными методами, что приносит высокий положительный эффект. Активные методы обучения необходимо использовать при проведении практических занятий, где отрабатываются профессиональные знания и умения, где формируется компетентность будущего специалиста.

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» является одной из ведущих дисциплин при подготовке экономистов. Предметом дисциплины является изучение функционирования рыночных механизмов на макроуровне взаимодействия государств, международных организаций; транснациональных корпораций и банков в рамках многообразной мирохозяйственной системы, сложившейся исторически  и возникшей на основе международного разделения труда.

В рамках преподавания дисциплины Мировая экономика и международные экономические отношения» целесообразно использовать следующие активные методы обучении:

– круглый стол;

– групповая дискуссия;

– деловая игра.

Групповая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Варианты тем групповых дискуссий должны отражать современные проблемы и тенденции мирового хозяйства, такие как интеграционные процессы в современном мире; глобализация и либерализация хозяйственной жизни; современные глобальные проблемы и пути их решения; построение новой финансовой архитектуры в рамках мирового хозяйства и другие. Темы дискуссии должны отвечать следующим требованиям [3]:

– достаточная ценность материала, что предполагает возможность сформулировать интересные вопросы по теме и возможность давать широкие полные ответы;

– предлагаемый материал должен быть информативным и требовать дополнительной информации;

– материал должен быть одинаково интересен как для преподавателя, так и для студентов.

На семинаре-дискуссии студент должен учится четко выражать свои мысли, используя ранее подготовленный  материал, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать и опровергать ошибочную позицию сокурсников [2].

Варианты проведения дискуссий могут быть разнообразными. Один из вариантов предполагает разработку преподавателем четко составленного плана и полный контроль над его выполнением. Другой вариант может предполагать свободный ход развития дискуссии с незначительной корректировкой со стороны преподавателя.  Однако, в обоих вариантах, преподаватель должен четко понимать, что использование дискуссий при преподавании дисциплины будет эффективно лишь тогда, когда основная цель занятия – это развитие когнитивных навыков и экономического образа мышления. Студентам необходимо знать, что их участие в дискуссии будет учитываться преподавателем при проведении промежуточного и итогового контроля успеваемости, определении итоговой  оценки в семестре.  Для выставления оценок за участие в дискуссии можно использовать пятиминутные опросы в конце занятия и включить наиболее важные вопросы, которые обсуждались в рамках дискуссии, в число экзаменационных [3].

Следовательно, при тщательной подготовке преподаватель сможет эффективно руководить дискуссией, способствуя формированию у студентов экономического образа мышления.

Деловая игра один из главных методов активного обучения.  Деловая игра способствует активизации учебного процесса, усилению вовлеченности и заинтересованности ее участников в более детальной проработке имеющейся проблемы. При проведении  деловой игры  в рамках дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» у студентов активно проявляются такие качества личности, как дисциплинирован­ность, организованность, ответственность, чувство долга, уважение и терпимость к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон и позитивное мировосприятие.

Как метод обучения, деловая игра должна отвечать следующим требованиям [1]:

– распределение ролей между ее участниками;

– коллективная деятельность участников в условиях наделенности их определенными функциями и ролями в процессы игры;

– диалоговое общение участников;

– различие интересов у участников игры и возможность возникновения конфликтных ситуаций;

– нацеленность на достижение общей игровой цели всем коллективом;

– использование в игре импровизаций;

– использование системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний и умений;

– наличие в игре системы стимулирования, побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал человек в реальной жизни;

– динамичность и заинтересованность участников деловой игры.

При проведении деловой игры деятельность преподавателя должна сводиться к ее планированию, организации и дальнейшему руководству.

При проведении деловой игры основная цель, которую должен поставить преподаватель – это  способствовать получению знаний и навыков для будущей профессиональной работы; возможности оценить свои действия и действия сокурсников; приобрести опыт общения, выработка положительных установок на восприятие новой информации.

Тематика деловых игр должна отражать современные тенденции в мировой экономике и мировые события, например:  «Мировой финансово-экономический кризис: пути и методы его преодоления», «Долговой кризис Еврозоны».

Порядок проведения деловой игры может предполагать следующие этапы ее проведения:

– введение в игру – на этом этапе участников знакомят  с целями и задачами проводимой игры;

– разделение студентов на группы, в каждой группе выбирается лидер и распределяются своеобразные игровые роли; необходимо по возможности предусмотреть жюри из числа самих студентов, либо преподавателя дисциплины, либо заведующего кафедрой;

–  системный анализ ситуации – участники в каждой группе  анализируют предлагаемую ситуацию и формулируют имеющиеся проблемы;

– игровой процесс –  каждая группа проводит презентацию и аргументирует свои решения; в процессе обмена мнениями происходит  оппонирование;

– подведение итогов игры – преподаватель (жюри)  оценивают решения и проекты, определяется эффективность предложенных стратегий и планов.  На этом этапе подсчитываются баллы, указываются лучшие игроки и конкретные предложения.

Результаты игры могут быть выражены количественно, а могут оцениваться экспертами (назначенным жюри, либо заведующим кафедрой). При подведении итогов деловой игры необходимо учесть в системе оценивания соотношение  планируемых целей и полученных результатов игры.  Деловая игра может иметь своеобразную шкалу оценки предлагаемых решений и проектов, возможно с применением  бальной системы, что даст возможность оценить деятельность каждого отдельного студента и работу всей команды в целом.

Таким образом, при проведении деловой игры с учетом анализа предлагаемой моделируемой ситуации, разрабатываются и формируются различные решения на основе разнообразного взаимодействия всех участников при условии противоположных ролевых интересов, наличии интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

«Круглый стол» –  метод активного обучения, который предполагает коллективное обсуждение предлагаемой темы всеми участниками на равной основе, что будет способствовать закреплению полученных ранее знаний и информации, восполнению недостающей информацию, и поможет сформировать  у студентов умение решать проблемы,  уважать мнение оппонентов и активно отстаивать свою точку зрения.  При использовании данного метода активного обучения в преподавании дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» у студентов будет вырабатываться умение профессионально и аргументированно излагать мысли, уметь обосновать предлагаемые решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, в процессе проведения  «круглого стола» происходит закрепление ранее полученной информации в ходе лекций, самостоятельной работы с дополнительным материалом при подготовке к семинарским  и практическим занятиям, а также постановка проблем и формулирование вопросов для обсуждения.

При проведении «круглого стола» необходимо соблюдать расположение участников лицом друг к другу, что в целом будет способствовать возрастанию активности студентов, увеличению числа высказываний и конструктивных предложений, возможности каждого студента участвовать в обсуждении, повышает мотивацию студентов, использует невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления [1].

Наиболее распространенными следующие виды «круглых столов»: учебные (предполагают изучения нового или восстановления забытого материала);  проблемные (отражают имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения).

«Круглый стол» может состоять из следующих основных этапов:

– краткое вводное слово преподавателя;

– заслушивание сообщений участников и ответы на вопросы аудитории;

– дискуссия участников;

– подведение итогов и заключительно слово преподавателя.

Роль преподавателя при проведении «круглого стола» сводиться к  необходимости сформулировать чёткую тему и цель предлагаемой дискуссии, установить регламент выступления (рекомендуется не более 5 мин. на каждого участника), предоставить слово каждому желающему выступить, поддерживать достаточную активность аудитории, проведения предварительного анализа по конкретным вопросам дискуссии, подведение итогов и оценивание полученных результатов.

В последние годы увеличился поток информации, который необходимо запомнить и усвоить. При преподавании экономических дисциплин для активизации учебного процесса необходимо наряду с традиционными методами обучения использовать различные сценарии проведения семинарских  занятий с использованием активных методов обучения, что даст возможность обеспечить эффективную организацию игрового образовательного процесса с целью достижения заинтересованности и вовлечённости студентов.


Использованная литература:

1 Активные методы обучения : метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с.

2 Камынина Н.Н., Скачкова Е.И. Использование методов активного обучения в преподавании дисциплины «Менеджмент и лидерство» [Электронный ресурс] / Н.Н.Камынина, Е.И.Скачкова. Режим доступа: http://www.mma.ru/articles/69281/

3 Недоспасова О. П. Роль дискуссий в формировании у студентов экономического образа мышления // Альманах современной науки и образования. – 2008. – №9(16). –  C. 157-164.