bach

Интервью с директором ВШМБ Лашко С.И.

из телевизионного интервью телестудии «Alma Mater»

 

lashko-bw

Здравствуйте, уважаемые родители.

Позвольте представиться д.э.н., профессор, зав.кафедрой международного бизнеса, директор Высшей школы международного бизнеса, проректор по международным связям Южного института менеджмента Лашко С.И.

Чем обусловлена необходимость встречи с Вами?

Бесконечное реформирование средней и высшей школы, которое измотало как школьников, учителей и родителей, так и работников высшей школы.

Это и введение ЕГЭ и ликвидация профильных классов, в ВУЗах ликвидация специалитета (5-и летний цикл обучения, квалификация специалитет, и введение бакалавриата и магистратуры, с квалификацией не всегда понятной работодателя с точки зрения набора компетенций и квалификаций бакалавров и магистров).

Все это, при отсутствии государственной политики, направленной на объяснения сути и последствий этих перемен гражданам страны, родителям и выпускникам школ, препятствует осознанному выбору профессии, востребованной в следующем десятилетии, обеспечивающей достойную зарплату и карьерный рост.

Почему Ваше учреждение называется не факультет, а Высшая школа международного бизнеса?

У меня был опыт работы в государственных ВУЗах, в том числе 10 лет в КУБГУ, а до этого в сфере экономики, в том числе международной, и я понимал, что, сохраняющийся, особенно в госвузах, советский способ передачи теоретических знаний, без обучения навыкам не решит выпускнику ВУЗа проблему немедленного трудоустройства.

Школа бизнеса как по названию, так и по сути должна в паритетном отношении использовать теоретическое обучение с конечной поставленной целью: овладеть навыками будущей профессии. Так построена система образования в школах бизнеса США и Европы, которую я внимательно изучил, получив грант USIA США и стабилизируя принципы и технологию организации учебного процесса в школах Бизнес Администрации и международного бизнеса университета Майами.

В чем на Ваш взгляд особая необходимость перехода к европейской системе образования и в чем ее главная ценность?

Долгое время российская экономика придерживалась протекционистской политики и была ориентирована лишь на внутреннее автономное развитие. Некоторое время было возможно развиваться самостоятельно, не включаясь в систему мирохозяйственных связей. Но, как показала практика, это приводит к отставанию государства в экономическом, технологическом и других направлениях. К тому же, при современных высоких темпах глобализации становится просто необходимо вести активную международную деятельность. Сегодня на территории РФ создается множество предприятий с иностранным участием в различных сферах. Краснодарский край – один из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвесторов.

F1-bw

А почему в названии есть слово «международный»?

Из-за специализации факультета, т.е. школы бизнеса. В ВШМБ реализуются следующие специализации по направлениям подготовки бакалавриата: «Мировая экономика» (бакалавр экономики), «Международный менеджмент» (бакалавр менеджмента), «Перевод и переводоведение» (бакалавр лингвистики). Помимо этого предлагаются программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и «Маркетинг». При этом все программы обучения, включая последние, невозможно изучать, опираясь только на российские реалии, без 100-150 летнего опыта и эволюции менеджмента, маркетинг, экономики и рекламы в ведущих развитых странах в условиях глобализации.

Формальным и юридическим подтверждением международного статуса является международное признание дипломов наших выпускников, трижды подтвержденного аккредитацией Европейского Совета по бизнес образованию (штаб-квартира в Брюсселе). По окончании выпускники получают 2 диплома: государственный и международный. Третьим аспектом являются международные связи, что обеспечивает обучение по минимальным расценкам в любой стране Европы в школах бизнеса и ВУЗах-членах Европейского совета по бизнес образованию, куда входит помимо европейских около 15 ВУЗов США, Индии, Австрии, Австралии и др. Студент имеет возможность выигрывать гранты бесплатного обучения за рубежом. Популярны программы по работе в США и Европе, которые не только засчитываются как практика, но и дают возможность зарабатывать деньги, позволяющие оплатить всю стоимость обучения в ВШМБ.

Как вы достигаете обещанного Вами уровня качества преподавания, позволяющего выпускникам успешно трудоустраиваться по окончании ВУЗа?

При том уровне нищеты, в которую вогнали профессорско-преподавательский состав гайдаровские реформы, у преподавателей объективно было несколько выходов: уйти в бизнес или уехать за рубеж, совмещать несколько работ и продолжать заниматься любимым делом, либо брать взятки. С последней категорией мы дел не имеем.

Преимущества в данном случае коммерческого ВУЗа в том, что он имеет возможность приглашать лучших преподавателей, в том числе из других вузов (например, в ВШМБ работает 7 профессоров и доцентов из КубГУ, из КубГАУ, КГТУ и университета культуры и исскуств) помимо штатных преподавателей. Особой гордостью ВШМБ и студентов являются преподаватели-практики, работающие в таможне, банках, администрации края, совместных предприятиях и в бизнесе. Как правило, качество подготовки студентов у таких преподавателей гораздо выше, нежели у преподавателей, уделяющих внимание только теоретической части.

Отметим, что одним из способов научить студентов мыслить стратегически, вести бизнес на международном уровне является особое отношение и непрерывный контроль практической части обучения. Эффективным методом формирования профессиональных навыков и компетенций является применение активных форм обучения: ситуативных анализов, или case-studies, деловых игр с разыгрыванием типичных ситуаций согласно изучаемому предмету с решением проблемных ситуаций, групповых дискуссий. По словам студентов, в интерактивных формах проведения занятий знания усваиваются гораздо лучше, а выработанные навыки и компетенции помогают в дальнейшей работе и даже при трудоустройстве, поскольку работодатель не оценивает степень знания заученного материала, а определяет профессиональные навыки, способности принимать эффективные решения в той или иной ситуации.

Так, например, даже в учебном курсе «Экономической теории» на I курсе студенты играют на бирже и рассматривают важные экономические проблемы в форме реальных деловых игр, учатся принимать управленческие решения, создавая свои магазины и торговые фирмы. Более 30% курсов проводится с использованием ситуативного анализа, case-studies, где анализируется реальная деятельность предприятия в экономической, управленческой, финансовой сферах, организация PR, рекламной, маркетинговой, экспортной деятельности.

А почему в названии есть слово «международный»?

Из-за специализации факультета, т.е. школы бизнеса.

В ВШМБ реализуются следующие специализации по направлениям подготовки бакалавриата: «Мировая экономика» (бакалавр экономики), «Международный менеджмент» (бакалавр менеджмента), «Перевод и переводоведение» (бакалавр лингвистики). Помимо этого предлагаются программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и «Маркетинг». При этом все программы обучения, включая последние, невозможно изучать, опираясь только на российские реалии, без 100-150 летнего опыта и эволюции менеджмента, маркетинг, экономики и рекламы в ведущих развитых странах в условиях глобализации.

F4-bw

Формальным и юридическим подтверждением международного статуса является международное признание дипломов наших выпускников, трижды подтвержденного аккредитацией Европейского Совета по бизнес образованию (штаб-квартира в Брюсселе). По окончании выпускники получают 2 диплома: государственный и международный. Третьим аспектом являются международные связи, что обеспечивает обучение по минимальным расценкам в любой стране Европы в школах бизнеса и ВУЗах-членах Европейского совета по бизнес образованию, куда входит помимо европейских около 15 ВУЗов США, Индии, Австрии, Австралии и др. Студент имеет возможность выигрывать гранты бесплатного обучения за рубежом. Популярны программы по работе в США и Европе, которые не только засчитываются как практика, но и дают возможность зарабатывать деньги, позволяющие оплатить всю стоимость обучения в ВШМБ.

Как вы достигаете обещанного Вами уровня качества преподавания, позволяющего выпускникам успешно трудоустраиваться по окончании ВУЗа?

При том уровне нищеты, в которую вогнали профессорско-преподавательский состав гайдаровские реформы, у преподавателей объективно было несколько выходов: уйти в бизнес или уехать за рубеж, совмещать несколько работ и продолжать заниматься любимым делом, либо брать взятки. С последней категорией мы дел не имеем.

Преимущества в данном случае коммерческого ВУЗа в том, что он имеет возможность приглашать лучших преподавателей, в том числе из других вузов (например, в ВШМБ работает 7 профессоров и доцентов из КубГУ, из КубГАУ, КГТУ и университета культуры и исскуств) помимо штатных преподавателей. Особой гордостью ВШМБ и студентов являются преподаватели-практики, работающие в таможне, банках, администрации края, совместных предприятиях и в бизнесе. Как правило, качество подготовки студентов у таких преподавателей гораздо выше, нежели у преподавателей, уделяющих внимание только теоретической части.

Отметим, что одним из способов научить студентов мыслить стратегически, вести бизнес на международном уровне является особое отношение и непрерывный контроль практической части обучения. Эффективным методом формирования профессиональных навыков и компетенций является применение активных форм обучения: ситуативных анализов, или case-studies, деловых игр с разыгрыванием типичных ситуаций согласно изучаемому предмету с решением проблемных ситуаций, групповых дискуссий. По словам студентов, в интерактивных формах проведения занятий знания усваиваются гораздо лучше, а выработанные навыки и компетенции помогают в дальнейшей работе и даже при трудоустройстве, поскольку работодатель не оценивает степень знания заученного материала, а определяет профессиональные навыки, способности принимать эффективные решения в той или иной ситуации.

F8-bwТак, например, даже в учебном курсе «Экономической теории» на I курсе студенты играют на бирже и рассматривают важные экономические проблемы в форме реальных деловых игр, учатся принимать управленческие решения, создавая свои магазины и торговые фирмы. Более 30% курсов проводится с использованием ситуативного анализа, case-studies, где анализируется реальная деятельность предприятия в экономической, управленческой, финансовой сферах, организация PR, рекламной, маркетинговой, экспортной деятельности.
Преимущество данного метода обучения состоит по большей части в психологических аспектах. Игровая или дискуссионная форма проведения занятий как правило сопровождается азартом учащихся и желанием содействия, не вызывает лишнего напряжения и/или страха ошибиться, оставляя позитивный опыт и полученные в ходе участия знания. На сегодняшний день многие успешные компании в обязательном порядке применяют этот метод для качественного и быстрого обучения своих работников. Деловые и имитационные игры являются основой современных профессиональных тренингов. 

Поэтому в нашем ВУЗе даже в процессе преподавания теоретических предметов обязательно в программе присутствуют ролевые и деловые игры. Как школа бизнеса мы уделяем этому особое внимание.

Цикл обучения студентов заканчивается на интеграционном бизнес-проекте, где студенты самостоятельно создают и работают в реальных фирмах, банках, компаниях, туристических, маркетинговых и рекламных агентствах, созданных по российскому и зарубежному законодательству на основании бизнес-планов, маркетинговых исследований, расчета финансовой состоятельности и конкурентоспособности. В зависимости от профессиональных наклонностей и планирования будущей карьеры они работают на должностях директоров, маркетинг-директоров, финансовых директоров или главных бухгалтеров, ведущими специалистами по маркетингу, рекламе, PR, руководителями отдела по внешне-экономической деятельности, офис-менеджерами, переводчиками или менеджерами по продажам, то есть в качестве того, кем они мечтают стать. Профессиональные тьюторы и бизнес-тренеры по итогам их работы оценивают экономическую состоятельность созданных фирм и видов деятельности и правильность выбора карьеры.

И последнее, о чем все знают и стыдливо молчат. Диплом сам по себе для работодателя мало значит. Его интересует набор практических квалификаций и компетенций, навыки и умение применять полученные знания в реальной экономике. А это достижимо только при жестком пресечении взяток и коррупции. Иначе качество образования не обеспечит ни грамотного управления и экономической эффективности, ни здоровья населения, имея в виду подготовку медицинских работников, ни реальной правовой защиты в декларируемом правовом государстве. 


 

{youtube}UCl2xbEt-Wc{/youtube}