Новые подходы к организации системы экономического образования в России

 Т.А. Лашко

 

Доцент кафедры Международный бизнес

     

Экономическая ситуация, сложившаяся в России, диктует новые требования к экономической грамотности населения, для защиты своих активов. Специалисты утвержают: с экономикой нужно начинать знакомиться чуть ли не с пеленок. Будет ли в России дошкольное экономическое обучение?

Последние события в стране показали, что финансовая неграмотность может стать опасным фактором для благосостояния населения. Последствия стагнации российской экономики ощущаются уже не только в газетных заголовках. Из-за отсутствия элементарных знаний наши граждане попадают в сложные, а иногда и безвыходные ситуации: финансовые пирамиды, долевое строительство, «беспроцентные» банковские  кредиты, банкротство банков и авиакомпаний. Возникла острая необходимость повышения экономической грамотности населения с учетом национальных особенностей. И начинать следует даже не со школьной скамьи, а с дошкольных учебных заведений. Подобные образовательные эксперименты много лет практикуются в США, Японии и некоторых станах Европы.20130824 USP003_0

    Признавая важность экономического обучения на всех ступенях образования,  нужно признать, что проблема обучения экономической грамотности российской педагогической наукой не решена даже в старшей школе, не говоря уже о начальной и дошкольных учреждениях. Причины тому довольно типичны для России: во-первых, ученые и чиновники не могут прийти к единому мнению по поводу включения экономики в список обязательных предметов для средней школы. Во-вторых, отчетливо наблюдаются негативные последствия «нерегулируемого» развития процессов школьного экономического образования: несовместимость учебных авторских программ, а зачастую и их сомнительное качество, необъективность в освещении тех или иных тем.

       На данном этапе развития методики преподавания экономики в начальной школе, необходимо создание различных программ с методическим обеспечением и дополнительной литературой. В связи с этим возникает потребность в разработке общегосударственных и муниципальных рекомендаций и стандартов по этому вопросу.

    При создании программы по экономике для начальной школы необходимо учитывать следующие условия:

1.     учет психологических особенностей младшего школьного возраста (кратковременное неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, преобладание непроизвольной памяти, преобладание наглядно-образного мышления, недифференцированное восприятие);

2.     учет анатомо-физиологических особенностей учащихся (несформированность до конца опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики руки, неустойчивое зрение);

3.     учет степени сформированности общих учебных умений и навыков       (навык беглого чтения, устного счета, умение решать разные типы задач);

4.     исходя из целей экономического обучения в начальной школе (знакомство с основными экономическими явлениями и процедурами, с которыми непосредственно сталкиваются учащиеся начальной школы);

5.     учет общедидактических принципов обучения (принципов наглядности, систематичности, доступности; активности и сознательности, научности обучения, воспитывающего характера обучения).

     Одной из важнейших задач экономического воспитания младших школьников является их экономическое информирование, т.е. формирование экономического кругозора. Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста предусматривает осуществление экономического воспитания в процессе изучения основ наук, трудового обучения и общественно-полезного труда, в семье, во внеурочной воспитательной работе с целью формирования элементов экономического сознания и основ экономической культуры.

      Наибольшими возможностями для осуществления на практике цели и задач экономического воспитания младших школьников обладают коллективные игровые формы учебной и трудовой деятельности, где дети вступают в многообразные отношения друг с другом, где возникают отношения взаимной зависимости, взаимной помощи, где присутствует дух состязательности, соревнования, т.е. имеются возможности для проявления личностных качеств каждого члена коллектива, осознания себя субъектом в процессе деятельности.

     Что же касается преподавания экономики в дошкольных учебных заведениях, то этот вопрос еще даже не рассматривался на уровне этапов педагогического образования. Хотя дети дошкольного возраста довольно рано сталкиваются с денежными отношениями на практике в жизни:самостоятельно делают покупки в магазинах, в столовой, интересуются, почему цены в разных магазинах могут отличаться, почему одним родители могут купить дорогую одежду и игрушки, а другим нет, что такое заработная плата родителей, что такое семейный бюджет. Исходя из этого, можно было бы помочь дошкольникам избежать многих стрессов, объясняя на элементарном уровне финансово-экономическое положение семьи. 

      В этой связи важным является формирование у ребенка экономических навыков и качеств: экономности, бережливости,Учебник экономики из США организованности, ответственности, деловитости, трудолюбия, лидерства, инициативности. Данные качества могут проявляться в большей или меньшей степени у дошкольников в зависимости от личностных качеств, выработки определенных привычек, прививаемых на бессознательном уровне с первых лет жизни в семье, а затем в школе.

     Экономическое обучение в дошкольных учреждениях необходимо проводить в игровой форме, на примере привычных образов, например, героев сказок, обучение на примерах.

     Для подрастающего поколения представление о науке, которая, как никакая другая область знаний, формирует самоопределение в экономической системе нашей страны, где на протяжении более семидесяти лет в умы граждан «вбивались» марксистские догмы, очень важно. Впервые с развала Российской империи изучение экономики в средних учебных заведениях вернулось лишь в конце восьмидесятых годов. Преподавание основ экономики в большинстве из школ было введено с девятого класса, где этот предмет становился выпускным. Появилось множество вариантов учебных программ по экономике в целом и по отдельным ее разделам под различными названиями, но все они были довольно посредственны и не могли сравниться с западными аналогами. В постсоветской России решение начать изучение основ рыночной экономики в школе было принято в 1992 году.

    Однако если раньше на этот предмет программой отводилось два урока в неделю в течение всего учебного года, что давало возможность сфокусироваться на предмете, подробно разбирать с учениками предусмотренные программой темы, то в дальнейшем кампания экономического всеобуча пошла на спад. Уже в 1996 году число часов было урезано до одного урока (40 минут) в неделю, и возник разрыв между предписываемым программой содержанием курса и количеством отводимого для его изучения времени.

     К сожалению, в настоящее время в большинстве средних школьных учебных заведениях нашей страны вообще не преподается экономика, как отдельный предмет. Основным общеобразовательным предметом в старших классах является «Обществознание». Среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе, он занимает особое место. Особенность его состоит в том, что данный курс является интегрирующим, включающим в себя содержание нескольких самостоятельных наук, таких как философия, социология, культурология, психология, политология, право и экономика.

       На экономику обычно приходится 25-30 часов из 140. Как ни странно, но ни в федеральной программе, ни в стандарте, ни в учебниках профильного уровня раздела по экономике нет вообще. Это, видимо, связано с тем, что разработчики программы предполагали, что в учебном плане школы появится отдельный час, предназначенный для изучения экономики. Но, к сожалению, такая возможность есть далеко не во всех школах, поэтому экономический раздел может либо не изучаться вовсе, либо учитель при составлении программы закладывает на изучение экономики не более 15-20 часов.   

       В связи с этим возникают большие трудности у выпускников школ при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Вопросы по экономике включены во все типы заданий (А, В, С) ЕГЭ. Если учесть, что ЕГЭ по обществознанию является базовым при поступлении в высшие учебные заведения и не только на экономические специальности, то низкий уровень подготовки выпускников по экономике еще более усугубляет экономическую грамотность населения, не давая возможности широкого выбора на специальности в ВУЗе.

 

10 февраля 2014